План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в МДОУ МДС «Мурзилка» на 2024-2025 учебный год Цель: Осуществление охраны и укрепления здоровья детей, создание оздоровительного микросоциума в ДОУ. Задачи: - использование оздоровительных методик, апробированных в ходе инновации, систематическое и качественное их обновление; - сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; - разработка методов и средств повышения адаптивности организма с хроническими или приобретенными патологическими формами. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Проведение специальных закаливающих процедур Цель: Профессионально и качественно организовывать проведение закаливающих мероприятий, использовать закаливающие методики, апробированные в ходе эксперимента, систематическое и качественное их обновление. № Содержание работы Сроки Ответственные 1. 1) Воздушные ванны после сна и во Ежедневно Физ.инструктор. время физкультурных занятий во всех Воспитатели группах 2. 3. 4. 6. 7. 8. Сон при температуре воздуха в спальне +19 градусов, Проведение коррегирующей гимнастики, лежа в постели после сна. Проведение точечного массажа Проведение дыхательной гимнастики с целью повышения сопротивляемости организма и нормализации дыхания. Босохождение. Хождение босиком по покрытому и непокрытому полу. Ходьба по доске с ребристой поверхностью и дорожкам нестандартного типа с целью закаливания и профилактики плоскостопия во всех группах. Игры с водой с целью закаливания. Ежедневно воспитатели Ежедневно Воспитатели Ежедневно Ежедневно Воспитатели Воспитатели Ежедневно Воспитатели Ежедневно Воспитатели В летний период, Воспитатели 2 раза в неделю 10. Воздушные ванны при смене одежды Ежедневно Воспитатели перед прогулкой, перед сном, перед физкультурным занятием. Профилактические мероприятия Цель: использование комплекса оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности детского организма. 1. Реабилитация детей после острых По показаниям Воспитатели пневмоний и бронхитов. 2. Самомассаж 3-4 раза в день Воспитатели, 9. Осмотр всех детей узкими специалистами 1 раз год детей с 3–х заведующий (отоларинголог, невропатолог, ортопед, лет окулист) для раннего выявления заболеваний. 4. Полоскание полости рта охлажденной Постоянно Воспитатели, кипяченой водой после приема пищи пом. воспитателя Организация питания. Цель: обеспечение полноценным рациональным питанием, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекции и интоксикации, нормализации обмена веществ. 1. Фрукты или фруктовый сок ежедневно, Весна, осень, лето заведующий преобладание овощных блюд в рационе дня. 2. Использовать в рационе питания детей Согласно меню и заведующий кисломолочную продукцию. карт раскладок 3. Использовать в питании детей Индивидуально заведующий подверженных аллергии, воспитатели групп гипоаллергенную диету (исключить из питания салаты из чистой свеклы, красные яблоки, шоколад, ограничить цитрусовые). 4. Ввести в рацион овощные салаты, овощи. Ноябрь-апрель заведующий 5. Витаминизация третьих блюд Ноябрь-апрель заведующий аскорбиновой кислотой. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: организация оптимального рационального двигательного режима, регламентированной по интенсивности физической нагрузки, которая полностью удовлетворяет потребность детей в движениях, соответствует функциональным возможностям растущего организма и способствует укреплению здоровья детей. 1. Физкультурные занятия по развитию Ежедневно Воспитатели, физ.инструктор двигательной активности дошкольников (в помещении и на воздухе) с использованием в конце занятия кратких валеологических бесед («О мышцах», «О значимости сердца в организме» и т.д.) 2. Утренняя гимнастика с музыкальным Ежедневно Воспитатели, физ.инструктор сопровождением музыкальный руководитель. 3. Индивидуальные физические упражнения Ежедневно на Воспитатели, физ.инструктор и подвижные игры. прогулке и в свободное время 4. Оздоровительные паузы на занятиях и в Ежедневно Воспитатели, физ.инструктор свободной деятельности: музыкальный руководитель - гимнастика для глаз; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика; - физкультминутки 5. Оздоровительный бег на прогулке физ.инструктор воспитатели 6. Физкультурные досуги с участием 1 раз в квартал Воспитатели, физ.инструктор родителей музыкальный руководитель 3. Воспитатели, физ.инструктор музыкальный руководитель 8. Спортивные праздники 2 раза в год Воспитатели, физ.инструктор музыкальный руководитель 9. Туристические походы 1 раз в год Воспитатели, родители, физ.инструктор 10. Дыхательные упражнения Во время занятий физ.инструктор 11. Динамические упражнения По плану физ.инструктор 12. Пальчиковая и артикуляционная Во время занятий физ.инструктор гимнастика воспитатели, 13. Коррегирующая гимнастика По плану физ.инструктор КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ И МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ. Цель: сочетание психолого-педагогических подходов с лечебно-профилактическими, диагностическими и коррекционными мероприятиями; 1. Проведение фронтальных и По плану Воспитатели, индивидуально-групповых педагог-психолог коррекционных занятий. 2. Использование приемов релаксации: 3-4 раза вдень Воспитатели, - минутки тишины; музыкальный руководитель - музыкальные паузы; 3. Психогимнастика в сочетании с само Ежедневно Воспитатели, массажем. педагог-психолог 4. Пальчиковая и артикуляционная Во время занятий Воспитатели, гимнастика педагог-психолог 5. Упражнения на формирование и развитие Во время занятий Воспитатели, артикуляционной моторики. педагог-психолог 6. Упражнения на развитие внимания, Во время занятий Воспитатели, педагогпамяти, мышления психолог, музыкальный руководитель 7. Дыхательная гимнастика Ежедневно Воспитатели, педагогпсихолог, физ.инструктор 8. Музыкальные народные игры с По плану Воспитатели, арттерапевтическим эффектом: Педагог-психолог, - игры и упражнения по развитию коммуфиз.инструктор. му никативных связей и коррекции черт ч характера; - игры и упражнения по телесной терапии. 9. Музыкальные занятия с акцентом на По плану Воспитатели, эмоционально-психологическую музыкальный руководитель коррекцию педагог-психолог 10. Бодрящая и коррегирующая гимнастика Ежедневно после Воспитатели, сна 11. Занятия с использованием методов По плану Воспитатели, музыкотерапии: музыкальный руководитель педагог-психолог вокалотерапии – разучивание и исполнение народных песен; драматерапии - инсценировки и драматизации, изучение и проведение народных календарных праздников и обрядов; 7. Праздники здоровья 1 раз в месяц кинезотерапии – хореография, танец; инструментальную терапию – игра на музыкальных инструментах. Музыкальные утренники и развлечения По плану Воспитатели, музыкальный руководитель САНИТАРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (С ДЕТЬМИ, СОТРУДНИКАМИ, РОДИТЕЛЯМИ) Санитарно-просветительская работа с детьми. Цель: формирование у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья. 1. Беседы с детьми о здоровье и здоровом Ежедневно Воспитатели образе жизни. 2. Организация наглядных форм Постоянно Воспитатели профилактики, пропаганды и агитации для детей. 12. Санитарно-просветительская работа с сотрудниками. Цель: повышение компетентности сотрудников ДОУ в плане оздоровительной деятельности. 1. Усилить санпросветработу среди В течение года Заведующий воспитателей по дошкольному физическому воспитанию детей; режиму дня, правильному рациональному питанию, закаливанию, оздоровлению. 2. Проведение очередных инструктажей с Ноябрь-декабрь Заведующий воспитателями и педагогами на тему: « Проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий в условиях детского сада» 3. Рассмотрение вопросов возрастной 1 раз в кв-л В Воспитатели физиологии и психологии З Заведующий 4. Организация наглядных форм Постоянно Ст. воспитатель, профилактики, пропаганды и агитации для основные специалисты работников д/с. В Воспитатели Провести консультации для В течении года ст. воспитатель. всех специалистов: «Выполнение режима дня и индивидуальный подход к детям – залог успешной работы по снижению заболеваемости». 6. Педагогический совет, посвященный 1 раз в год Ст. воспитатель, вопросам оздоровления Основные специалисты Санитарно-просветительская работа с родителями. Цель: реализация эффективных форм работы с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей. 1. Родительские собрания, рассматривающие По плану Основные специалисты вопросы формирования здоровья. воспитатели 2. Консультации, практикумы для родителей, По плану Основные специалисты знакомящие с новыми методами воспитатели оздоровления. 5. Организация наглядных форм Постоянно Основные специалисты профилактики, пропаганды и агитации для воспитатели родителей. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Цель: отслеживание и координация работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 1. Усилить контроль за организацией Ежедневно Заведующий д/с рационального питания соответственно возрасту и здоровью детей. 2. Усилить контроль за проведением 2 раза в месяц Ст. воспитатель, утренней гимнастики, физкультурных занятий. 3. Контроль за соблюдением режима дня в Ежедневно Ст. воспитатель группах. 4. Контроль за двигательной активностью во Ежедневно Ст. воспитатель, время прогулок на свежем воздухе в осенне-зимний сезон. 5. Контроль за проведением закаливающих Ежедневно Ст. воспитатель, процедур. 6. Контроль за соблюдением санитарно- Ежедневно Ст. воспитатель, эпидемиологических требований. 3.